ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Основные сведения

Концепция

Основная цель деятельности кадетских классов - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Проект «Кадетский класс в московской школе»

«Жизнь – Родине, честь – никому!»

Пояснительная записка

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.

Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения. Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям, когда смысл образования человека состоит в освоении им какой-либо культурной традиции как системы ранее выработанных средств (компетенций), позволяющей взаимодействовать с окружающим миром, развивать свои способности, реализовывать себя как «Я» и быть успешным в данном обществе.

Вместо механического обучения - обучение на основе анализа и обработки знаний; совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем; своевременное и актуальное обучение вместо обучения «на всякий случай, вдруг понадобится в будущем»; применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию; организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом. В соответствии с новыми направлениями в обучении коллективом ГБОУ Школа Перспектива была проведена работа по созданию инновационного проекта «Кадетский класс в московской школе», который реализуется на базе образовательного учреждения.

Сегодня, в связи с модернизацией Российского образования актуальность данного проекта очевидна, как никогда и заключается в том, что на сегодняшний день основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Говоря другими словами, способности личности справляться с самыми различными задачами. Актуальность проекта заключается и в том, что он предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, а также в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей.

Цели и задачи организации учебно-воспитательной работы кадетского класса

Основные цели учебного и воспитательного процесса в кадетском классе вытекают из следующих понятий и определений, традиционно сложившихся в обществе, а именно:

Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу.

Кадетское воспитание – строго согласованная с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий, как долг, честь, порядочность.

Главной целью организации и реализации учебно-воспитательного процесса в социально-педагогическом пространстве кадетского класса является формирование личности, образованной и воспитанной на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

Для достижения этой цели в ходе учебно-воспитательного процесса выполняются следующие задачи:

- образование в пространстве базового федерального учебного плана и системы дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностно-ориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения;

- создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;

- жесткая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время, подчиненная понятиям дисциплины и организованная на основе строгого соблюдения только воинских ритуалов, полного выполнения всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами, с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

- привитие с подросткового возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии и возвышении чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути в области государственной службы;

- учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника, позволяющий создавать оптимальные условия развития личностных качеств патриотизма, верности конституции Отечества, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей, утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной, службы;

- создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;

- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Краткое описание проекта

Деятельность кадетского класса организуется на основе Устава школы, Положения о кадетском классе, утвержденного внутреннего распорядка деятельности кадетских классов. Деятельность кадетских классов начинается с 7 класса. Класс формируется на добровольной основе из числа учащихся школы и района на основании заявления родителей и Договора о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями. Руководство образовательным и воспитательным процессом в кадетских классах ГБОУ Школы Перспектива, повседневной жизнью и деятельностью кадетов осуществляет директор школы лично, через администрацию и педагогических работников. Непосредственными организаторами образовательного и воспитательного процесса в кадетских классах, его деятельности являются заместители директора школы. Ответственность за соблюдение кадетами в повседневной жизни и деятельности правил внутреннего распорядка возлагается на воспитателей - кураторов. Учащиеся кадетского класса пользуются всеми правами в учебно - воспитательном пространстве школы, предоставляемыми им законодательством Российской Федерации и Уставом школы, а также на них возлагаются учебные обязанности. Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса во взаимоотношениях учащихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Уставов Министерства обороны РФ. Учащиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Они обязаны прибывать в школу и убывать своевременно в точно обозначенное время. Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса, который устанавливает директор школы на весь учебный год. В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на две части: • Основной образовательный процесс, когда учащиеся занимаются в соответствии с установленной для всех общей программой кадетского класса • Время дополнительного образования для кадетов в период нахождения в школе обязательно ношение установленной администрацией формы одежды (форменного обмундирования).

Кураторы - воспитатели кадетских классов назначаются для качественной организации учебно-методической и воспитательной работы в социально-педагогическом пространстве кадетского класса, постоянного контроля над обеспечением сохранности жизни и здоровья кадет, поддержания высокого уровня дисциплины и морально-психологического состояния воспитанников, поддержания внутреннего распорядка. Для организации качественной системы управления кадетским классом и приближения ее структуры к требованиям общевойсковых уставов и традиций Российской Армии из числа учащихся назначаются заместитель командира взвода и командиры отделений.

Для кадетских классов организовано дополнительное образование:

Основы военной службы

Строевая подготовка

Спортивные секции, кружки:

Армейский рукопашный бой (АРБ)

Общефизическая подготовка в тренажерном зале (ОФП)

Футбол

Волейбол

Кружки, развивающие творческие умения и навыки:

Бальныве танцы

Содержание проекта «Кадетский класс в московской школе» в той или иной мере соответствует новой системе образования, где должны формироваться такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

В ходе реализации целей и задач проекта педагогический коллектив ГБОУ Школы Перспектива пытается создать новую личность, будущего профессионала:

- обладающего стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни;

- владеющего новыми технологиями и возможностями их использования; умеющего принимать самостоятельные решения;

-адаптирующегося в социальной и будущей профессиональной сфере; разрешающего проблемы и работающего в команде;

-готового к перегрузкам, стрессовым ситуациям и умеющего быстро из них выходить.

Мы не представляем с какими ситуациями могут столкнуться наши кадеты в будущем, поэтому мы учим их тому, что они могут применить в любых ситуациях.

Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое необходимо передать ученику. Главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.

Воспитатели организуют самостоятельную деятельность кадет, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически создаются условия, «развивающая среда», в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

Реализация данного проекта проходит в двух направлениях:

1. теоретическая и практическая подготовка;

2. общевойсковая подготовка;

Основные направления реализации:

- оптимизация процесса адаптации кадет;

-выявление кадет, склонных к переживанию адаптационного стресса;

-формирование представлений о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки;

- организация групповых занятий по формированию навыков общения;

- определение готовности кадет к обучению в профессионально-ориентированных высших учебных заведениях.

Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации личности. Поэтому в педагогической практике важно учитывать процесс адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в кадетский класс, при вхождении в новый коллектив. Очень важно, чтобы встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми была мягкой, без травм для психики подростка.

Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий:

-различные исторические и краеведческие игры, конкурсы, викторины;

-уроки здоровья; спортивные соревнования;

-военно-прикладные игры;

-изучение историко-бытовых танцев;

-смотр строя и песни;

- дни воинской славы России, памятные даты страны;

-посещение музеев города Москвы и московской области, связанных с военным прошлым России.

Планируется и реализуется участие кадетского класса ГБОУ Школа Перспектива в следующих мероприятиях:

-принятие присяги кадетами в зале Славы музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе;

-участие в ежегодном Московском Кремлёвском кадетском бале в гостином дворе;

-ежегодный кадетский новогодний и весенний окружной бал; участие в Торжественном марше на Красной площади 7 ноября;

- участие в Торжественном марше на Поклонной горе «Не прервется связь поколений» 6 мая;

-участие в ежегодном Форуме кадет в Кремле;

- волонтерское деятельность по уходу за обелиском героям войны;

- ежегодные выезды на военно-полевые сборы;

-встречи с ветеранами войн;

- участие в городском фестивале творчества «Кадетская звездочка».

В основу воспитания кадетов положена государственно-патриотическая идея. Без патриотизма не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону.

В целом процесс образования в кадетском классе строится на базе военизированного воспитания и самостоятельного построения системы внутреннего распорядка.

Основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной программы кадетского класса является процесс непрерывного воинского воспитания: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики, беспрекословное подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления.

Ожидаемые результаты.

-создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности кадетов, всемерного роста их способностей и творческого потенциала;

-воспитание у кадетов любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества

- обеспечение получения кадетами основного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов необходимого для осознанного выбора профессии на гражданском или военном, общественном или ином достойном поприще в сфере государственных интересов и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях высшего (среднего) профессионального образования;

-формирование у кадетов высокой общей культуры, нравственных и морально – психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу;

- привитие кадетам чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека;

Таким образом, в ходе реализации проекта «Кадетский класс в московской школе», с учетом развития компетенций учащихся мы пытаемся подойти не к усвоению учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а к овладению ими в комплексе.

Цель образовательного учреждения — формирование ключевых компетентностей (информационная, социально-правовая и коммуникативная).

Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Самое главное и перспективное в проекте то, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Образовательный процесс включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование детей, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни.

Проект «Кадетский класс в московской школе» позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

- учебно-познавательной ( определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

- коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.

Заветы кадет.

1. Быть верным России.

2. Любить школу.

3. С достоинством и честью нести звание кадета вне школы.

4. Уважать общечеловеческие ценности.

Облик кадета.

-Быть благородным

- Быть честным во всем.

- Не лгать, не хвастать

- Соблюдать правила ношения кадетской формы одежды.

- Быть подтянутым в строевом отношении, иметь строевую выправку.

- Осознанно подчиняться требованиям и распоряжениям педагогических работников школы.

- Быть добрым, закалять свою волю.

-Быть чистоплотным.

-Быть скромным и воспитанным.

-Знать свои недостатки.

-Не сквернословить.

-Не употреблять психоактивные вещества, запрещённые законодательством или вызывающие привыкание.

1. Уважать и почитать старших.

2. Уважать женщину-мать, девушку.

3. Всегда помогать товарищам.

4. Не оскорблять. 5. Не драться, не бить младших.

6. Охранять младших кадет как братьев.

7. Поссорившись, думать о мире.

8. Не доносить и не сплетничать.

9. Не бояться быть вежливым.

10. Не завидовать.

11. Не перекладывать ответственности за свои поступки на других.

12. Презирать развратников, воров и хулящих школу.

13. Быть благодарным.

Кодекс чести кадета.

Первая и главная обязанность кадета – это верность Отечеству.

Ставь выше всего долг перед Отечеством.

Будь храбрым. Но храбрость бывает истинная и напускная. Заносчивость, свойственная юности, не есть храбрость. Кадет должен быть всегда благоразумным и обдумывать свои поступки хладнокровно и осторожно.

Повинуйся дисциплине.

Уважай начальство и верь ему.

Бойся нарушить свой долг: этим ты навсегда потеряешь своё имя. Кадет должен быть верен и правдив. Без этих качеств кадету почти невозможно оставаться во взводе. Верен человек, исполняющий свой долг, правдив – если он не изменяет своему слову. Следовательно, не обещай никогда, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

Никогда не критикуй действий начальства. Всякое распоряжение командира, в какой бы форме оно ни выражалось (предложение, просьба, совет), есть приказание.

С командирами держись официально.

Береги свою честь, честь кадетского класса. Строго относись к своим служебным обязанностям.

Одевайся строго по форме и всегда чисто.

Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.

Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.

Помни всегда, что ты кадет.

О вежливости и поведении кадет

Кадеты должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти честь кадета, защищать своё достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести кадетского класса и школы в целом. Взаимоотношения между кадетами строятся на основе взаимного уважения. Командиры и старшие, обращаясь к подчиненным и младшим, называют их по званию и фамилии или только по званию. В повседневной жизни кадетам разрешается применять утвердительное выражение «слово кадета» и при прощании друг с другом допускается вместо «до свидания» говорить «честь имею». Искажение званий, употребление кличек, прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием чести и достоинством кадета.

Вне строя, отдавая или получая приказ, кадеты обязаны принять строевую стойку, а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить её.

Докладывая или принимая доклад, кадет опускает руку от головного убора по окончании доклада. Если перед докладом подавалась команда «смирно», то докладывающий по команде начальника «вольно» повторяет её и опускает руку от головного убора.

Кадеты должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях и стихийных бедствиях.

Кадетам запрещается держать руки в карманах, курить, а также сидеть в присутствии старшего без разрешения.

Подчинённые и младшие приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.